Общероссийская общественно-государственная организация
"Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НИКОЛАЕВСКИЙ УЧЕБНЫЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
КЛУБ ДОСААФ РОССИИ"
404033, Волгоградская область,
город Николаевск,
ул. Шевченко, д. 12
8-84494-6-10-51
8-84494-6-19-51
nik-ustk@ya.ru
E-mail:
Адрес:
Телефон:
Архив новостей
Показать новости за:
Стоимость обучения

ПОДГОТОВКА:

Полная стоимость курса обучения

  • водитель категории - "М,А1" - 6 800 р. *
  • водитель категории - "А" - 6 800 р.
  • водитель категории -  "В" - 19 800 р.
  • водитель категории -  "С" - 37 200 р.
  • водитель категории -  "Д" - 23 000 р.
  • водитель категории - "СЕ" - 15 400 р.

*- зачисление на обучение с 14 полных лет

 

Предоставляем в АРЕНДУ транспортные средства для сдачи экзамена в ГИБДД


ПЕРЕПОДГОТОВКА:

Ежегодные 20-ти часовыекурсы по БДД - 500 р.чел.

Информация

УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

(начало занятий новых групп)

 

15.08.2017 - ВОДИТЕЛЬ транспортных средств категории "В"
09.10.2017 - Военный водитель транспортных средств категории "С" ВУС-837
15.11.2017 - ВОДИТЕЛЬ транспортных средств категории "А"
15.11.2017 - ВОДИТЕЛЬ транспортных средств категории "СЕ"
15.11.2017 - ВОДИТЕЛЬ транспортных средств категории "С"
15.11.2017 - ВОДИТЕЛЬ транспортных средств категории "D"

 

  • по мере комплектования - Электромонтажник
  • по мере комплектования - Оператор ЭВМ (пользователь ПК)
  • по мере комплектования - Ответственный за БДД
  • по мере комплектования - Специалист 1С Бухгалтерия

 

ГлавнаяМестное отделениеСобытияОбзоры СМИПодготовка водителей и персонала транспортной компании

Подготовка водителей и персонала транспортной компании

Создание условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта - одно из требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Позаботиться о квалификации персонала пассажирских перевозчиков обязывают лицензионные условия, соблюдение которых является необходимым для осуществления деятельности в рамках закона.
Кроме того, транспортные предприятия нередко сталкиваются с дефицитом профессиональных кадров. В этом случае они либо обращаются к кадровым агентствам с заявкой найти работника с необходимым уровнем квалификации и навыков, либо сами направляют своих сотрудников на обучение и повышение уровня их профессиональной подготовки. Хотя второй вариант более дорогой и сложный, но надежный, поскольку, как показывает практика, вырастить свои кадры выгоднее и эффективнее, чем тратить время на подбор готовых квалифицированных специалистов.
Как видим, у транспортной компании и перевозчиков причин более чем достаточно для того, чтобы не откладывать решение кадрового вопроса в долгий ящик. Значит, неизбежны расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой сотрудников. Учет и налогообложение таких затрат имеют некоторые особенности, о которых и пойдет речь в настоящей статье.

Профессиональное обучение с позиций ТК РФ

В настоящий момент основополагающим документом, определяющим права и обязанности работодателя и работников в сфере их профессиональной подготовки и переподготовки, является Трудовой кодекс. Все иные соответствующие нормативные акты могут применяться только с учетом норм действующего трудового законодательства, которое предписывает работодателю самостоятельно решать вопрос о необходимости профессиональной подготовки и переподготовки кадров. В отношении повышения квалификации работников у работодателя выбора нет - он должен проводить ее в обязательном порядке, если это является условием выполнения работниками своих обязанностей (ст. 196 ТК РФ). Они имеют право на все виды дополнительного образования, включая обучение новым профессиям и специальностям (ст. 197 ТК РФ). Работодателю предоставлено право проводить профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям как в организации, так и в образовательных учреждениях на условиях коллективного или трудового договора.
Сотрудникам, направленным на профессиональную подготовку, работодатель должен создавать условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором. Статьи 173-176 ТК РФ гарантируют сотрудникам, совмещающим работу с обучением, предоставление дополнительных (учебных) отпусков (оплачиваемых и неоплачиваемых) и сокращенную рабочую неделю. Сотрудникам, обучающимся по заочной или вечерней форме обучения, за время их освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда. Перечисленные гарантии установлены для работников, проходящих подготовку, независимо от того, имеют они профессиональное образование соответствующего уровня или нет. Главное, чтобы подготовка была предусмотрена трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между сотрудником и работодателем в письменной форме. В таком случае работодатель вправе предоставить гарантии и компенсации работнику при его обучении в образовательных учреждениях независимо от того, имеют они государственную аккредитацию или нет. Но следует учесть, что подготовку и переподготовку водителей вправе проводить только те образовательные учреждения, которые имеют лицензию на этот вид деятельности*(1). Лицензирование образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств (ТС), производится в соответствии с Законом об образовании*(2) с целью государственного регулирования данного вида деятельности и повышения уровня профессиональной подготовки водителей.
Для сотрудника, направленного на повышение квалификации с отрывом от работы, ст. 187 ТК РФ предусмотрены аналогичные гарантии и компенсации. За ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Если повышение квалификации происходит в другой местности, сотруднику гарантируется оплата командировочных расходов в порядке, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом. Для того чтобы не запутаться в гарантиях и компенсациях, а также в порядке учета данных расходов и их налогообложении, бухгалтер должен четко представлять, что понимается под подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации: в чем различие?

Система дополнительного профессионального образования включает различные виды обучения, которые для каждой категории работников имеют свои особенности.
Так, для специалистов Типовым положением об образовательном учреждении*(3) предусмотрены три вида обучения: профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка.
Профессиональная переподготовка специалистов - самостоятельный вид дополнительного профессионального образования. Она проводится с целью получения специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов. Один из них обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации (п. 1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов*(4)).
Повышение квалификации специалистов проводится с целью обновления их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и освоением современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации осуществляется по мере необходимости, а ее периодичность устанавливается работодателем. Повышение квалификации, в зависимости от продолжительности, может включать изучение конкретных вопросов определенной сферы деятельности (краткосрочное обучение) и углубленное изучение актуальных проблем профессиональной деятельности (длительное обучение).
Стажировка специалистов может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Ее основная цель - формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Поэтому, когда планируется повысить сотрудника в должности, его часто направляют на стажировку.
Для водителей система обучения на федеральном уровне описана в отдельном отраслевом Положении о порядке подготовки и переподготовки водителей*(5) (далее - Положение).
Подготовка водителей проводится с целью получения обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для управления ТС, как правило, категорий "А" (мотоцикл), "В" (легковой автомобиль) и "С" (грузовой автомобиль с разрешенной массой до 3,5 т). Для получения права управления ТС других категорий водители проходят не подготовку, а переподготовку. Водители, впервые назначаемые для работы на автобусах и легковых транспортных средствах, обязаны пройти в автохозяйствах стажировку в установленном порядке.
Переподготовка водителей на право управления ТС различных категорий включает совершенствование знаний, навыков и умений в данной профессии, в том числе изучение новой автомобильной техники, технологии перевозок, передовых методов труда и правил дорожного движения. Такая комплексная переподготовка в отраслевом Положении именуется как повышение квалификации, поэтому эти два вида дополнительного обучения можно считать тождественными.
По каким правилам проводится переподготовка водителей на право управления ТС различных категорий? Для каждой категории они различны. Так, переподготовка на право управления ТС категории "Д" (автобусы) осуществляется из числа водителей с непрерывным годичным стажем работы на ТС категорий "В" или "С".
Переподготовка (повышение квалификации) на право управления ТС категории "Е" (тягач с прицепом) проводится из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на соответствующих ТС категорий "В", "С" или "Д".
Переподготовка (повышение квалификации) водителей на право управления ТС категорий "Д" и "Е" (сочленный автобус) осуществляется с учетом квалификационных требований, предъявляемых к водителям второго или первого класса.
Следует указать, что отраслевому Положению более 20 лет, однако не все регионы устраивают установленные им требования к подготовке и переподготовке водителей. Поэтому в отдельных городах и областях в целях обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения качества перевозок утверждены свои региональные требования к системе подготовки и переподготовки водителей ТС*(6).
Нетрудно заметить, что подготовка и переподготовка водителей, по сравнению с обучением специалистов, имеет более узкую направленность и преследует главным образом получение знаний, умений и навыков, необходимых для управления ТС различных категорий. В этом больше заинтересована организация, чем водитель, поэтому с позиций налогообложения расходы на подготовку и переподготовку таких работников легче отстоять перед проверяющими, чем затраты на обучение специалистов. Об этом речь пойдет далее, а пока остановимся на бухгалтерском учете расходов на подготовку и переподготовку кадров.

Отраслевой учет "образовательных" расходов

Затраты, связанные с осуществляемой деятельностью (выполнением работ, оказанием услуг), признаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Данное правило из п. 5 ПБУ 10/99*(7) хорошо знакомо многим бухгалтерам. Можно ли применить его в отношении расходов на подготовку и переподготовку кадров, которые осуществляются в интересах организации и носят производственный характер? В разрезе какого элемента затрат следует отразить расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой водителей? Прямого ответа на эти вопросы в общих формулировках бухгалтерских стандартов нет, и это позволяет перевозчикам обратиться к отраслевым инструкциям.
Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат*(8) предписывает включать расходы, связанные с необходимым кадровым обеспечением, в себестоимость перевозок на автомобильном транспорте. К таким расходам относятся:
- выплата работникам средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
- затраты по обучению учеников и повышению квалификации рабочих, включая оплату труда квалифицированных работников, не освобожденных от основной работы;
- оплата отпусков с сохранением заработной платы (полностью или частично), предоставляемых лицам, успешно обучающимся в учебных учреждениях, в вечерних (сменных) профессионально-технических учреждениях;
- оплата их проезда к месту учебы и обратно, предусмотренная законодательством;
- затраты, связанные с выплатой стипендий, платой за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
- затраты базовых организаций по оплате труда инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, освобожденных от основной работы, по руководству обучением в условиях производства и производственной практики учащихся.
Перечисленные расходы включаются в себестоимость перевозок как затраты на оплату труда. Расходы, связанные с содержанием учебных заведений и оказанием им бесплатных услуг, напротив, в себестоимость перевозок не включаются (п. 2.10, 4.2.3 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат).
В другой отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов*(9) говорится о том, что расходы на подготовку и переподготовку кадров относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности, если выполнены следующие условия:
а) данные услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
б) подготовку (переподготовку) проходят работники организации, состоящие в штате;
в) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности последней.
Не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы по организации развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные затраты не учитываются как расходы по обычным видам деятельности и не включаются в себестоимость перевозок. В составе каких расходов они принимаются? В бухгалтерском учете нет неучитываемых расходов, поэтому бухгалтеру ничего не остается, как включить в состав прочих расходы на содержание образовательных учреждений или оказание им бесплатных услуг, с оплатой обучения работников при получении ими высшего и среднего специального образования (конечно, если такие есть). К прочим также следует отнести расходы на подготовку и переподготовку кадров, не удовлетворяющие перечисленным условиям, предъявляемым отраслевым документом к "образовательным" транспортным расходам по обычным видам деятельности. Это позволяет сделать открытый перечень прочих расходов, приведенный в п. 11 ПБУ 10/99 и п. 96, 97 Инструкции по учету доходов и расходов. В связи с тем, что переподготовка водителей, как правило, занимает не более трех месяцев, у бухгалтера есть все основания учесть такие расходы по обучению как текущие, не распределяя их между отчетными периодами.

Налоговый учет "образовательных" расходов

Для целей налогообложения затраты на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. По отношению к ним п. 3 ст. 264 НК РФ устанавливает те же условия, что и отраслевая Инструкция по учету доходов и расходов, вернее, последняя копирует требования гл. 25 НК РФ, предъявляемые к расходам на подготовку и переподготовку кадров, учитываемым при налогообложении прибыли. С одной стороны, требования отраслевой инструкции идут вразрез с нормами ПБУ 10/99, которое не ограничивает величину расходов по обычным видам деятельности. С другой стороны, отраслевая инструкция, по сравнению с бухгалтерским стандартом, упрощает жизнь бухгалтеру. Он может вести налоговый учет на базе бухгалтерских регистров, в которых отражается информация только о расходах по обычным видам деятельности, учитываемым при налогообложении прибыли.
Будет ошибкой считать, что если бухгалтер последует предписаниям Минтранса, то это не приведет к расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом по расходам на обучение. Разница может быть, но только в части прочих расходов, признаваемых в бухгалтерском учете, но не учитываемых при налогообложении прибыли. В таком случае плательщикам налога на прибыль не избежать применения ПБУ 18/02*(10), но в данной ситуации сделать это будет несложно. С прочих, но не учитываемых при налогообложении прибыли расходов в учете и отчетности достаточно отразить постоянное налоговое обязательство (Дебет 99 Кредит 68).
Не секрет, что сегодня бухгалтеры уделяют внимание не столько учету, сколько налогообложению, правила которого не всегда позволяют признать расходы на подготовку и переподготовку кадров. Например, такие затраты будут исключены проверяющими из налогооблагаемой базы, если у налогоплательщика нет документов (их копий), подтверждающих статус образовательного учреждения (Письмо Минфина РФ от 27.03.2006 N 03-03-05/4). Не все организаторы обучения могут предоставить лицензию, особенно те, кто занимается не совершенствованием знаний, умений и навыков водителей, а повышением мастерства их вождения.
Как быть организации-заказчику в такой ситуации? Один из вариантов поведения - договориться с исполнителем об оформлении документов на консультационные услуги по повышению водительского мастерства. На такое обучение водителю не нужно сдавать экзамен, да и лицензии для консультационных услуг не требуется. Однако необходимы договор, акт и отчет об оказанных консультационных услугах, тогда расходы на данные услуги могут быть учтены при налогообложении (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Казалось бы, оптимальное решение найдено, но не совсем. Дело в том, что любые расходы, принимаемые в уменьшение налогооблагаемой прибыли, должны быть не только документально подтверждены, но и экономически оправданны. В рассматриваемой ситуации доказать экономически оправданный характер расходов на консультационные услуги сложнее, чем расходов на подготовку и переподготовку кадров. Поэтому, если организация решит не рисковать, то лучше заключить договор на повышение мастерства вождения своих водителей с образовательным учреждением, имеющим лицензию. В этом случае у компании будут все основания включить в состав расходов затраты на обучение водителя. Маловероятно, что проверяющие не согласятся с тем, что программа подготовки (переподготовки) водителей способствует повышению их квалификации и более эффективному использованию в компании при оказании транспортных услуг.
Сложнее с другими работниками транспортной организации, программы подготовки и переподготовки которых шире и не так явно связаны с деятельностью компании. Рекомендации по учету расходов на обучение таких работников даны в разъяснениях финансового и налогового ведомств (письма Минфина РФ от 06.10.2006 N 07-05- 06/244, УФНС по г. Москве от 13.10.2006 N 21-11/090326). Для того чтобы учесть расходы на подготовку (переподготовку) специалистов, организации необходимо выполнить следующие условия:
- заключить договор на профессиональную подготовку (переподготовку) штатных работников с учебным заведением, имеющим лицензию на образовательную деятельность;
- направить на обучение сотрудников, имеющих законченное высшее (среднее) образование;
- удостовериться в том, что программы дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов направлены на повышение квалификации и более эффективное использование их в деятельности данной организации,
Перечисленные требования чиновников следует учесть не только плательщикам налога на прибыль, но и перевозчикам, находящимся на "упрощенке", выбравшим в качестве объекта налогообложения "доходы минус расходы". При расчете единого налога последние могут уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Данные затраты поименованы в перечне разрешенных расходов "упрощенца" (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и учитываются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ для расчета прибыльного налога. Кроме того, они должны быть направлены на получение дохода и документально удостоверены. Напомним, какими документами следует запастись для того, чтобы подтвердить расходы на подготовку и переподготовку кадров.

К вопросу о документах на обучение

Во избежание малоприятных разногласий по вопросу учета сумм, затраченных на подготовку и переподготовку сотрудников, в уменьшение налогооблагаемой прибыли и единого налога (при применении "упрощенки") бухгалтер должен проконтролировать, чтобы все документы на обучение были составлены в надлежащим порядке.
Начать следует с договора с образовательным учреждением, в котором должно быть четко прописано, какие услуги оно оказывает, их стоимость и продолжительность. По окончании обучения нужно получить все необходимые документы на оказанные услуги (акт выполненных работ, счет-фактуру, копию лицензии или свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения).
В транспортной организации нужно издать программу повышения квалификации сотрудников, в ней должны быть отражены причины и цели обучения, и утвердить список работников, которых планируется отправить на обучение. По мере направления сотрудников на подготовку и переподготовку целесообразно составить распорядительный документ, в котором также прописываются цели и задачи обучения работника. С ним необходимо заключить дополнительное к трудовому договору соглашение, как этого требует ст. 197 ТК РФ, в котором нужно согласовать порядок его обучения, компенсацию расходов и другие условия. В этом случае у проверяющих будет меньше оснований сомневаться в том, что расходы действительно осуществлены и непосредственно связаны с ведением основного вида деятельности.

"Зарплатные" налоги с подготовки и переподготовки: платить или нет?

НДФЛ. В общем случае при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 210 НК РФ). Оплата организацией (полностью или частично) обучения в интересах налогоплательщика является одним из доходов, полученных в натуральной форме (п. 2 ст. 211 НК РФ), а это обязывает налогового агента включать ее в совокупный доход работника. Однако в гл. 23 НК РФ есть и другая норма, которая исключает из налогооблагаемых доходов налогоплательщика компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников (п. 3 ст. 217 НК РФ).
Проанализировав эти нормы, можно утверждать, что налогообложение оплаты стоимости обучения работника зависит от того, в чьих интересах оно проводится. Если в обучении заинтересован работник, то оплаченная сумма включается в его налогооблагаемый доход, а если сотрудника направляет организация, то у нее нет оснований удерживать налог со стоимости оплаченного обучения работника.
Подготовка и переподготовка водителей проводится, прежде всего, в интересах работодателя, которому нужны работники с правом управления ТС различных категорий. Такое обучение носит, как правило, не добровольный, а обязательный характер и непосредственно связано с повышением профессионального уровня водителей. Этих оснований достаточно для того, чтобы не облагать стоимость переподготовки водителей НДФЛ.
В отношении иных работников транспортной компании вопрос о налогообложении оплаты стоимости обучения не так однозначен. Особенно оживленные дискуссии у чиновников и консультантов вызывает налогообложение стоимости среднего или высшего образования, получаемого работником за счет организации. В такой ситуации столичные налоговики исходят из следующего (Письмо от 28.12.2006 N 28-10/115515). Цель профессиональной подготовки - ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося, то есть такое обучение не должно быть связано с получением нового высшего или среднего образования (ст. 21 Закона об образовании). В том случае, если обучение связано с повышением квалификации сотрудника, а не его образовательного уровня, оплату обучения можно не включать в налогооблагаемый доход работника. По мнению налоговиков, оплата получения среднего или высшего профессионального образования физическими лицами не относится к такому случаю, и это обязывает налогового агента учесть ее при обложении НДФЛ в общеустановленном порядке.
Позиция налоговиков небесспорна. Если работник получает среднее и высшее образование в интересах работодателя, то у них есть шансы доказать проверяющим, что такое обучение, независимо от формы, не подлежит обложению НДФЛ. Примером может служить Постановление ФАС ЗСО от 21.12.2006 N Ф04- 8475/2006(29498-А27-23). Признавая позицию ИФНС неправомерной, суд указал: оплата организацией обучения работников с целью повышения их квалификации, приобретения новых знаний по специальности и дальнейшего использования этих знаний в работе признается компенсационной выплатой, связанной с возмещением расходов на повышение профессионального уровня сотрудников, а не доходами работников, полученными в натуральной форме.
ЕСН. Нормы гл. 24 НК РФ в части начисления этого налога с оплаты обучения работников практически полностью повторяют положения гл. 23 НК РФ, касающиеся расчета НДФЛ на данные выплаты в пользу сотрудников. В частности, при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы их осуществления, включая оплату обучения в интересах работника (п. 1 ст. 237 НК РФ). В то же время налог не начисляется на компенсационные выплаты, связанные с повышением профессионального уровня сотрудников (п. 2 ст. 238 НК РФ).
По вопросу обложения ЕСН выплат, производимых за обучение работника, показательным примером является Письмо Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106. Суд признал необоснованными претензии налоговиков, считающих, что получение работником специальности впервые или отличной от уже имеющейся неправомерно рассматривать как повышение его профессионального уровня. По их мнению, получение такого образования - обучение сотрудника, сумму оплаты которого работодатель включает в налоговую базу по ЕСН на основании п. 1 ст. 237 НК РФ.
В рассматриваемом деле общество направило работников для получения высшего профессионального образования согласно плану, утвержденному приказом заместителя генерального директора; возможность повышения квалификации по инициативе работодателя была предусмотрена заключенными трудовыми договорами, а обучение проводилось в соответствии с договорами, заключенными обществом с образовательным учреждением.
Учитывая данные обстоятельства, суд принял сторону налогоплательщика и указал, что выплаты, производимые работодателем на обучение сотрудников, не подлежат обложению ЕСН в случае, если обучение осуществляется по его инициативе в целях более эффективного выполнения работником трудовой функции. При этом не играет роли форма обучения сотрудника. Позиция ВАС просматривается в отдельных судебных решениях (например, в Постановлении ФАС СЗО от 25.05.2007 N А66-6218/2006), а это дает организации неплохие шансы отстоять свою позицию перед проверяющими в судебном порядке. Транспортная компания может исключить из налогооблагаемой базы по ЕСН не только стоимость оплаты переподготовки водителей, но и повышение квалификации других сотрудников компании. Стоит помнить лишь о том, что обучение должно проводиться в интересах организации и способствовать более эффективному использованию работников при оказании транспортных услуг. Даже если это условие не выполняется, то налогоплательщику не следует спешить с обложением ЕСН оплаты обучения в интересах работника. Если оплата дополнительного профессионального образования не уменьшает налоговую базу по прибыли на основании ст. 270 НК РФ, то она не подлежит обложению ЕСН согласно п. 3 ст. 236 НК РФ, об этом сказано в Письме УФНС по г. Москве от 13.10.2006 N 21-11/090326@.
Взносы в Пенсионный фонд. База для начисления данных страховых взносов совпадает с налоговой базой по ЕСН (ст. 10 Закона о пенсионном страховании)*(11). Это дает организации право не включать в базу для начисления пенсионных взносов оплату обучения работника по инициативе работодателя независимо от формы обучения. По аналогии с ЕСН организация может исключить из расчета пенсионных взносов оплату обучения, которое проводится в интересах работника, а не работодателя (что встречается нечасто). Для этого достаточно не признавать данные расходы в составе уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Однако таким подходом могут воспользоваться не все организации. Те, кто пользуется преимуществами спецрежима и не уплачивает налог на прибыль, не может применять п. 3 ст. 236 НК РФ. Данным организациям Минфин рекомендует определять объект обложения страховыми взносами на пенсионное страхование с учетом сумм оплаты обучения работника (письма от 27.04.2007 N 03- 11-04/2/114, от 16.02.2007 N 03-04-06-02/28). Заметим, что требование чиновников касается расходов по обучению в интересах работника. Если "спецрежимщик" оплачивает обучение сотрудника, связанное с повышением его квалификации и эффективным исполнением трудовых обязанностей, то он может исключить данные выплаты из расчета пенсионных взносов, руководствуясь доводами ВАС, изложенными в Письме от 14.03.2006 N 106.

М.В. Семенов

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2007 г.