Это взаимодействие необходимо. Дело в том, что в регионах у ГИБДД
попросту нет ни площадок для приема экзамена, ни транспорта, который
соответствует всем категориям. В некоторых регионах даже классов, оборудованных компьютерами с
необходимым программным обеспечением, нет.
Чтобы не раздувать штаты, не вкладывать деньги в строительство
площадок и закупку транспорта с компьютерами, МВД приняло решение о возможности приема теоретического,
а также первого практического экзамена на базе автошкол.
Первый практический экзамен - это проверка навыков управления
транспортом. Экзаменуемому необходимо выполнить несколько упражнений на закрытой площадке.
Второй практический экзамен, то есть управление в городе. Тут
сотрудники ГИБДД пользуются уже своими, заранее установленными маршрутами.
ГИБДД может использовать для приема экзаменов транспорт, который к
госавтоинспекции не имеет ни малейшего отношения. Главное, чтобы машины были оборудованы в
соответствии с требованиями ГИБДД. Помимо вторых педалей на них должны стоять камеры, которые
фиксируют все, что происходит.
Требования к площадкам и к экзаменационным автомобилям прописаны в
других нормативных актах. Документ о взаимодействии с ними тесно связан.
Перед тем как согласиться прийти на площадку автошколы, ГИБДД
должна эту площадку проверить. И такой автодром должен соответствовать строгим требованиям,
прописанным в приказе министерства образования.
Это должна быть закрытая территория с соответствующей разметкой.
Колышки и конусы можно выставить потом. Покрытие должно соответствовать требованиям по сцеплению даже
зимой.
Кстати, накануне прихода инспекторов для проверки площадки многие
автошколы выгоняют на нее дворников с газовыми горелками, чтобы просушить ее. Тогда сцепление точно
будет соответствовать нормативам.
Пока у ГИБДД и автошкол нет этого приказа, взаимоотношения между
ними становятся все более натянутыми.
Дело в том, что только в Москве экзаменационные подразделения имеют
свои площадки и свой транспорт для приема экзаменов. И то не для всех категорий.
Для приема экзаменов на категории "А", "С" и "D" инспекторам в
любом случае приходится выезжать в автошколы, которые готовят водителей таких категорий. На все
категории ни транспорта, ни площадок не напасешься.
А в большинстве регионов у ГИБДД нет ни площадок, ни автомобилей
для приема экзаменов. А значит, надо договариваться с автошколами, чтобы не лишать потенциальных
водителей их законного права на сдачу экзамена и получение водительского удостоверения.
Проект приказа не предусматривает какой-либо материальной
компенсации. Автошкола строит за свои деньги автодром, поддерживает его в должном состоянии в течение
всего года, за свой счет. А тут приходит ГИБДД и говорит, что в такие-то дни здесь будут приниматься
экзамены.
Причем не только у клиентов этой автошколы, а у всех, кто на эти
дни записан. В итоге автошколы стали даже защищаться от подобной привилегии. В некоторых регионах,
например в Алтайском крае, перед въездом на автодром одной из школ стоит шлагбаум. Въезжающий туда
должен заплатить 450 рублей.
В других регионах пошли по тому же принципу, только цены ниже.
Например 250 рублей за въезд.
При этом автомобиль, въехавший на территорию, не может оставаться
там длительное время. В регламенте по приему экзаменов прописано: если кандидат не смог тронуться с
места в течение 30 секунд, он не сдал экзамен.
Соответственно охранник на шлагбауме в срочном порядке выдворяет
машину, на которой сдавал экзамен кандидат в водители за ворота.
Следующему кандидату также придется платить за въезд.
Примечательно, что государством установлена пошлина за выдачу
водительского удостоверения - 2000 рублей. Пошлина за экзамен у нас не предусмотрена. То есть кандидат
один раз заплатив, может сдавать сколько угодно раз. Но раз речь идет об использовании частных
площадок и частного транспорта, то в этой ситуации амортизацию и того, и другого все-таки придется
оплачивать.
В проекте приказа про коммерческую составляющую не говорится ни
слова. Сейчас в регионах ГИБДД даже предлагают автошколам заключать договоры на использование их
площадок безвозмездно.
ГИБДД представляет подобный подход как решение собственных проблем
с отсутствием транспорта и площадок. Там, где есть и то и другое, взаимодействовать с автошколами -
необязательно.
Автошколы видели это как некие преференции. Своим ученикам -
льготные условия, а с чужих - получение денег. Однако практика показывает, что все оказалось гораздо
сложнее и более запутанно.
И разобраться в этих взаимоотношениях сможет лишь только время и
опыт.