Что изменилось?
По словам Владимира Кузина, заместителя начальника Главного управления по обеспечению
безопасности дорожного движения МВД России, ГИБДД заинтересована в том, чтобы автомобилисты чаще проявляли самостоятельность,
потому что автоинспекторов в результате прошедших в ведомстве сокращений стало меньше, при этом количество мелких аварий не уменьшается.
«На момент принятия закона и вступления его в силу мы делали
прогнозный анализ, сколько будет ДТП с мелким материальным ущербом, - поясняет он. - Оценочно получалось 1,2 млн. Но по факту на конец
прошлого года у нас было уже 4,5 млн таких ДТП».
Госавтоинспекция в содружестве со страховщиками и законодателями устранила некоторые барьеры. Теперь в
случае ДТП без пострадавших возможны 3 варианта развития событий.
Первый: виновник ДТП на месте возместил ущерб пострадавшему, и оба участника не имеют претензий друг к
другу. Второй: оформление по упрощённой схеме: для тех, кто заключил договор ОСАГО после 2 августа 2014 г., выплаты увеличены с 25 до 50
тыс. руб.
Ну а третий - это для автомобилистов Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
здесь идёт пилотный проект, и если положение транспортных средств при ДТП и их повреждения зафиксированы с помощью фото- или видеосъёмки, а
также технологий глобальных навигационных систем (требования к которым установлены правительством), то сумма выплат повышается до 400 тыс.
руб. Кроме того, участнику ДТП теперь уже не придётся самому разыскивать страховую компанию виновника и вести с ней переговоры - деньги с
неё взыщет его страховщик.
Как быть, если притёрлись?
До июня этого года по европротоколу оформляли не более 12% мелких аварий. Но в октябре - уже 25%.
Впечатляющий рост за короткий период. Чем он вызван? Только ли широкой разъяснительной работой, которую, с одной стороны, ведут сотрудники
ГИБД
Д, а с другой - страховщики?
Она, конечно, сыграла свою роль. Но нельзя не вспомнить, что с 1 июля этого года вступили в действие
изменения в ПДД, более чётко прописавшие условия для оформления ДТП без участия сотрудников полиции. Одно из них - штраф в 1 тыс. руб.
каждому водителю, если они после ДТП (которое соответствует требованиям европротокола) не убрали свои автомобили с проезжей части.
Но если в Российском союзе автостраховщиков (РСА) это считают существенным объяснением резко выросшей
самостоятельности водителей, то Владимир Кузин не склонен переоценивать значение «кнута» из ПДД - по его словам, чтобы выписать
этот штраф, нужно доказать вину водителей, а это на практике довольно сложно. Хотя изменение ситуации он подтверждает, это отражают и цифры
автоинспекции: в июне сотрудники ДПС оформили 210 тыс. мелких аварий - на 14 тыс. меньше, чем месяцем ранее.