ПРОЕКТ ОТ 01.09.2015
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2015 г. №___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Мастер профессионального обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Содержание
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Обучение вождению транспортных средств»
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
I. Общие сведения
Обучение вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (ТС)
|
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
|
Обучение безопасному управлению ТС
|
Группа занятий:
|
2320
|
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
|
|
|
|
(код ОКЗ[1])
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
|
85.30
|
Обучение профессиональное
|
(код ОКВЭД[2])
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Обучение вождению ТС
|
6
|
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС
|
A/01.6
|
6.1
|
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС
|
A/02.6
|
6.1
|
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся
|
A/03.6
|
6.2
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
|
3.1. Обобщенная трудовая функция
|
Наименование
|
Обучение вождению ТС
|
Код
|
А
|
Уровень квалификации
|
6
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Мастер производственного обучения
|
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат в области профессионального обучения или инженерно-технической направленности (профиля)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка в области профессионального обучения или инженерно-технической направленности (профиля)
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения вождению ТС; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
|
Требования к опыту практической работы
|
стаж управления ТС соответствующей категории, подкатегории не менее 3 лет
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации[3]
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[4]
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности[5]
Возраст не менее 25 лет
Наличие удостоверения на право на управления ТС соответствующей категории, подкатегории
Отсутствие лишения права управления ТС в течение 5 лет
|
Другие характеристики
|
-
|
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
|
ЕКС[6]
|
-
|
Мастер производственного обучения
|
ОКПДТР[7]
|
23962
|
Мастер производственного обучения
|
ОКСО[8]
|
050501
|
Профессиональное обучение (по отраслям)
|
-
|
Направления подготовки и специальности инженерно-технической направленности (профиля)
|
3.1.1. Трудовая функция
|
Наименование
|
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.1
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
Трудовые действия
|
Подготовка учебных мест, учебного ТС к проведению занятий
|
Проведение инструктажа по охране труда и контроль выполнения требований охраны труда обучающимися
|
Проведение практических занятий по подготовке ТС к эксплуатации
|
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)
|
Первоначальное обучение вождению ТС на закрытой площадке (автодроме)
|
Обучение вождению ТС в условиях дорожного движения
|
Проведение занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС
|
Контроль соблюдения обучающимися ПДД
|
Необходимые умения
|
Проводить регламентные работы по обслуживанию оборудования и элементов учебно-материальной базы
|
Выполнять контрольный осмотр ТС перед выездом
|
Измерять параметры электрической цепи автомобиля
|
Проводить инструктаж по охране труда
|
Безопасно и эффективно управлять ТС (составом ТС) в различных условиях движения, демонстрировать способы и приемы управления ТС
|
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнение ими практических заданий (упражнений), оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания
|
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:
- специфики осваиваемой профессии;
- задач занятия (цикла занятий);
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
|
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения
|
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие)
|
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты
|
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы процесс обучения
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса
|
Теоретические основы и методику профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
|
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС (для преподавания по программам СПО)
|
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
|
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС
|
Требования, предъявляемые профессией водителя к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии
|
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС
|
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС
|
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
|
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС
|
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей. Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
|
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
|
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС в различных условиях движения
|
Требования охраны труда на автотранспорте
|
Классификацию и номенклатуру опасных и вредных факторов, методы и средства защиты от них
|
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
|
Другие характеристики
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.2. Трудовая функция
|
Наименование
|
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.1
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
Трудовые действия
|
Оценка практической подготовки по вождению ТС при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии
|
Оценка освоения программы профессионального обучения водителей ТС при проведении итоговой (итоговой государственной) аттестации в составе экзаменационной комиссии
|
Необходимые умения
|
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:
- соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций);
- соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;
- корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций)
|
Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию аттестации обучающихся и выпускников
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и(или) профессионального образования
|
Требования к содержанию и организации контроля результатов профессионального обучения вождению ТС
|
Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии водителя ТС
|
Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии водителя ТС
|
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
|
Другие характеристики
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.3. Трудовая функция
|
Наименование
|
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.2
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
Трудовые действия
|
Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий»
|
Планирование занятий по обучению вождению ТС
|
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся
|
Необходимые умения
|
Анализировать примерные программы (или использовать типовые программы), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий», планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению (самостоятельно или совместно с преподавателем(-ями) и(или) методистом) с учетом:
- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;
- требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей;
- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
- роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой;
- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
- современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС
|
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося
|
Взаимодействовать с преподавателями при разработке рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий», обсуждать разрабатываемые документы
|
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся
|
Необходимые знания
|
Теоретические основы и методику профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
|
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
|
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС (для преподавания по программам СПО)
|
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
|
Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик водителей ТС
|
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС
|
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и иным методическим материалам в области практического обучения
|
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС
|
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС
|
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
|
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС
|
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей. Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
|
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
|
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС в различных условиях движения
|
Требования охраны труда на автотранспорте
|
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
|
Другие характеристики
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», г. Москва
|
(наименование организации)
|
|
|
|
|
|
(должность и ФИО руководителя)
|
|
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Ассоциация юношеских автомобильных школ, город Москва
|
2
|
Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей », город Москва
|
3
|
ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, Московская область
|
[1]Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[3] Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002, 2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52, ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42).
[4] Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3, 2004, № 35, ст. 3607, 2006, № 27, ст. 2878, 2008, № 30, ст. 3616, 2011, № 49, ст. 7031, 2013, № 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
[5] Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598).
[6] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
[7] Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
[8] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
|